Район Волжско-Окского междуречья считается историческим ядром
России. Именно здесь на правом берегу Клязьмы расположился, уникальный город –
Гороховец. Правда знаменит он не сокрушительными победами или великими
полководцами, а стремительно развивавшейся культурой с XVII по XVIII век.
Благодаря архитектурным достопримечательностям (монастырям, храмам,
великолепным купеческим особнякам), возведенным гениальными зодчими, Гороховец
в 1970 году внесен в число городов туристического маршрута Золотое кольцо России.
Гороховец известен летописцам с 1239 года, как пограничная
крепость на окраине Владимиро-Суздальского княжества. Тогда город под натиском
монголо-татарских племен был разграблен и сожжен. Некоторое время Гороховца не
существует. И лишь в XV веке жители возрождают город из пепла, и он становится
центром волости. Знаменательным для жителей Гороховца является 1539 год, когда
войска казанских татар почти сломили оборону города, и только настоящее чудо
помешало захватчикам в полной мере реализовать свои планы. Согласно древней
легенде, на горе, в лучах заходящего солнца внезапно появился силуэт война –
великана с мечом в руках. Вид его был настолько грозен, что татары в ужасе
покинули гороховецкую землю. Силуэт война исчез, а гора, на которой он стоял,
стала называться Пужаловой горой.
Сегодня Пужалова гора – одна из главных достопримечательностей
Гороховца. На 120 м2 парковой зоны раскинулся современный комплекс семейного
отдыха. Зимой – это горнолыжный курорт, признанный Международным конгрессом
горнолыжной индустрии лучшим в России. Летом зимние трассы превращаются в
бесснежные аттракционы: спуск на «летних санках» по монорельсовой трубе с
горнолыжного склона, спуск с горы в резиновой лодке по специальному
итальянскому покрытию, катание на горных велосипедах и т.д.
Но не только любителей активного отдыха привлекает к себе
Гороховец – есть и другие достопримечательности. Город славится духовным
наследием, которое представлено множеством древних церквей и соборов. Гордостью
Гороховца являются три действующих монастыря: Знаменский, Никольский и
Сретенский.
Одна из интереснейших достопримечательностей Гороховца и самый
древний из монастырей – Знаменский. Основан он в 1598 году, благодаря
пожертвованиям купца Петра Лопухина. Изначально монастырь был деревянным. В
1670 году здесь была построена каменная церковь, посвященная Знамению
Богородицы. В 1720 году вокруг монастыря была возведена каменная ограда. С
этого времени вход на территорию проходил через уникальные ворота, который
называются «Святыми вратами». В дальнейшем ансамбль построек Знаменского
монастыря дополнили деревянная церковь Петра и Павла, церковь евангелиста и
апостола Иоанна Богослова и каменно-деревянный корпус, где проживали монахи. В
1723 году Знаменский монастырь был запущен, указом Петра Первого он был
приписан к Флорищевой пустыни, став ее подворьем. А в годы советской власти
подвергался разорению и разрушению. И только в 1995 году началось
восстановление Знаменского монастыря. С 1999 года он стал действующей женской
обителью.
Не менее привлекательна еще одна достопримечательность Гороховца
– Свято-Троице Никольский мужской монастырь. Расположен он на вершине Пужаловой
горы, и потому его купола видны с любого уголка города. В XI веке на его месте
были построены дома первых поселенцев, а позже, в XII веке сооружена деревянная
оборонительная крепость. Построение монастыря начинается в 1681 году с
возведения Троицкого собора. За 8 лет строительства собор стал двухэтажным
зданием, вмещавшим в себя две церкви. Теплая, так называемая зимняя, церковь
Николы располагалась на первом этаже, а холодная (летняя) церковь Святой Троицы
занимала второй этаж. Собор устремляется в небо пятью куполами, поставленными
на большие барабаны, которые украшены колоннами. Позже, в 1710 году на
территории монастыря была возведена двухэтажная церковь Иоанна Листвичника в
стиле знаменитых трапезных церквей. В XVIII веке территория монастыря обнесена
каменной стеной, таким образом, что все постройки располагались у стены, а в
центре возвышался Троицкий собор. В настоящее время Никольский мужской
монастырь является действующим и хранит в Троицком соборе мощи Николая
угодника.
Сильно отличается богатством убранства Сретенский женский
монастырь, расположенный на главной площади Гороховца. Доминирует в архитектуре
монастырского ансамбля надвратная колокольня, возвышающаяся над землей на 35
метров. Следом за ней привлекает к себе внимание богато украшенный лепниной и
резным орнаментом собор, освященный в честь Сретения Господня. Невозможно
оторвать взгляд от резных наличников на окнах, от ажурных кокошников под
крышей, от куполов, выложенных разноцветной черепицей. Венчает все это
великолепие сияющие золотом резные кресты. Рядом с собором стоит внешне скромно
украшенная церковь Сергия Радонежского. Но внутри расположена интересная
достопримечательность – древняя печь, выложенная уникальными цветными
изразцами. Сретенский монастырь является одним из наиболее выдающихся
памятников архитектуры XVII века.
Недалеко от Сретенского монастыря находится Благовещенский
собор. Строительство собора происходило на рубеже XVII и XVIII веков на
пожертвования купца Семена Ершова. Собор, воздвигнутый по желанию купца в
строгом стиле, без излишних украшений, поражает своим величественным видом и
крупными формами. Пристроенная к храму 37 метровая колокольня до сих пор
остается самой высокой постройкой города.
Каждый собор, монастырь или церковь Гороховца имеет свои
изюминки, которые привлекают к себе внимание туристов. Но церковь Иоанна
Предтечи, построенная в XVIII веке, все же смогла выделиться своей неповторимостью.
Уникальность ее в том, что в настоящее время она является не домом молитвы, а
музеем, хранящим в себе многочисленные экспонаты русского быта XIX–XX веков.
Весьма значительными достопримечательностями Гороховца считаются
прекрасные купеческие дома. Построенные в XVII–XIX веках они сегодня
представляют собой памятники архитектуры, а во многих из них организованны
музеи. Так, например, Историко-архитектурный музей расположился в старинном и
богатом доме купца Ершова. В летописи описан непревзойденный размах, с которым
в 1680 году купец начал строить свое двухэтажное жилище. И тогда и сейчас этот
дом выделяется среди окружающих построек своей величественностью, красотой и
огромными размерами. Деревянные ворота дома Ершова считаются уникальной
достопримечательностью – памятником деревянного древнерусского зодчества XVII
века, высота их превышает 3 м. Складывается впечатление, что здесь жил добрый и
веселый великан. Легенды рассказывают, что в доме был вырыт подземный ход,
который вел далеко за пределы города, но со временем укрепительные деревянные
балки сгнили, и подземный коридор обрушился. Сегодня на первом этаже дома
Ершова туристы могут осмотреть оружие, одежду, конскую сбрую и домашнюю утварь
тех времен. На втором этаже расположились так называемые Красные палаты,
комнаты, в которых семейство купца принимало гостей и отмечало торжества.
Помимо торжественных комнаты здесь представлены личные комнаты членов семьи
Ершова, по убранству которых можно сделать выводы, что семья действительно была
самой богатой в городе.
В летописях того времени указывается, что одновременно с семьей
Ершовых в городе значилась еще одна знаменитая семья, которая не пользовалась
уважением у горожан – семья Опариных. Но со временем статусы семей поменялись
местами, и богатство вместе с доброй славой перешли к купцу Опарину. Став «на
ноги» в конце XVII века купец тоже принялся за строительство своего родового
гнезда. Дом Опарина возведен в лучших традициях каменного зодчества. В отличие
от дома Ершова это строение значительно меньше по размерам и более сдержано в
украшении и, тем не менее, является знаменитым памятником архитектуры. Особую
памятную ценность несет в себе монументальное крыльцо. Сегодня в доме Опарина
размещается городской архив и ЗАГС.
Еще одна достопримечательность Гороховца не должна остаться без внимания. Взглянув на особняк Шорина со стороны, можно точно сказать, что это дом из сказки. Особняк сравнительно молодой, возведенный в начале XX века, он вместил в себя лучшие традиции русского стиля и модерна. Здание ассиметрично, причудливо, не логично, но способно долго притягивать внимание к необычайно живописной композиции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий